Previous Entry Share Next Entry
Про шире широкой
lens
dyomkin
Решил понемногу делиться той алхимией, что произвожу вечерами. На этот раз – про игры с широкой киноплёнкой.
Вообще возня с киноплёнкой у меня началась давно – лет пять назад, и нет, не окончилась, и в случае 35-мм плёнки достигла некоторой победы. Я научился её мотать в кассеты со стометровых бобин, понял как проявлять это всё хозяйство дома. Ну а потом как-то стало не до плёнки, потом стало до плёнки, но тридцать пять миллиметров стали мейнстримом, а я мейнстрим не люблю, я почти хипстер. Совершенно серьёзно – мне не нравится играть по общим правилам и делать то, что делают многие. Я не люблю снимать то, что все снимают (ну разве что извернуться и снять как-то не так - не когда снимают все, или придумать другую точку), ездить куда все ездят (хотя тоже заносит) и рассказывать те же истории, что и все.
Про победы – пара картинок на Fujifilm Eterna. Белград в 2013 году, снятый на Горизонт и самостоятельно проявленный в какой-то бодяге.



И Казань. Проявляли уже в http://sreda.photo/.



Дальше мысль пошла шире – раз уже на узкую киноплёнку начали снимать массово, надо идти дальше. Киноплёнка же выпускается не только 35мм, а ещё 8, 16, 65 и 70 мм. Совсем узкие форматы не спортивные – ничего нового там не увидеть, а вот широкие – интересно. Но если 35 мм киноплёнка абсолютно с обычной фотоплёнкой идентична по формату, надо только в кассету упаковать, то 65мм как минимум шире среднеформатной фотоплёнки. Далее на задворках памяти всплыло, что бывают задники для камер, в которых заряжается 70мм плёнка. Откуда такое знание пришло, сейчас уже и не вспомнить, наверняка следствие очередной прокрастинации на ebay. Стал искать что есть, и обнаружил, что самое доступное, что можно взять – Mamiya RB67 с правильным задником и нужными кассетами.

Вот такого красавца с тремя объективами можно взять тысяч за 30-35, главное потом найти задник под кино.



После этого надо было купить самое главное – плёнку. Если с 70мм фотоплёнкой проблем особо нет – она широко выпускалась для технических целей, то с кино дела хуже. На неё до сих снимают, думаю, Тарантино всем распиарил правильные материалы, но, как я понял, в розницу её не купить. Перед съёмкой фильма на Кодаке заказывают нужную партию, её выпускают и дальше линию останавливают. Сами посудите – ну кому в голову придёт покупать за 2000 долларов бобину 300 метров, которой хватит на несколько минут? Любители и студенты на такой формат не снимают, да и профессионалы тоже нечасто.

Мне повезло купить на http://www.frame24ltd.co.uk/ остаток от съёмок последнего Mission Impossible. С одной стороны, мне этого хватит надолго, с другой стороны – если испорчу или закончится – я пока не знаю где брать ещё.
Тренироваться на киноформате показалось сложным, поэтому на ebay был куплен моток просроченного чёрно-белого Kodak Tri-X. Надо ещё иметь в виду, что задники под 70 мм плёнку как правило с зубцами под перфорацию, а плёнка отнюдь не всегда. В случае Mamiya зубцы вполне успешно сносятся минидрелью Dremel с точильной насадкой.

Камера и плёнка – это хорошо, а проявлять как? Ни одна отечественная лаборатория не возьмёт плёнку нестандартной ширины. Пришлось подумать о бачке со спиралью, адаптируемой под 70 и 65 мм. Модные Paterson, Kaiser и прочую красоту пришлось отбросить – там спираль шире 60 мм не раздвигается, да и крепление половинок спиралей никак не переделать. Очередной вечер в гугле помог узнать, что был 116/616 ролфильм, который был как раз шириной 70 мм. Осталось найти ретро-бачок под 116 плёнку. И вот он, например, непонятной американской фирмы 1940х годов.



Конструкция бачка достаточно продуманная – если на оси спирали проточить новое углубление, то можно его адаптировать под любую ширину плёнки, в том числе и под 65 мм.
Далее наступила пора опытов.



С черно-белой получилось достаточно быстро, стоит отметить только два момента. Первое – после проявки я обнаруживал плёнку частично неотфиксированной, почему – на тот момент я не понимал. Благо, если с проявкой всё нормально, то отфиксировать на свету плёнку – не проблема, всё успешно лечится. Второе – сканер-то тоже с рамкой под 70 мм, пришлось подрезать края, что несколько неспортивно, хотя и выполняется при помощи металлической линейки и скальпеля без проблем.
Далее пошли опыты с цветом. Был куплен набор химии Rollei C-41 Digibase как самый доступный на тот момент, и опробован на 70 мм Kodak Portra.



И опять в общем-то нормально, но опять какие-то проблемы с фиксированием – последнюю ванну пришлось повторить. Думалось, что проблема в бачке, в котором почему-то слипается плёнка меж витков спирали. Следующий эксперимент – наконец, 65мм киноплёнка.



Практически полный фейл. Во-первых, в бачке плёнка вся послипалась, и проявленными оказались всего лишь пару кадров. Во-вторых, неожиданно появились проблемы со смывкой сажи. Дело в том, что киноплёнка отличается от фотографической именно наличием слоя сажи, предотвращающем ореолы вокруг ярких объектив, и, главное, предохраняющим царапины при прохождении через множество валиков в кинокамере. Эту сажу нужно смыть при проявке – либо до, либо после. Узкая киноплёнка, которую я использовал раньше, была вся производства Fuji, и там слой сажи без проблем смывался раствором калийной соды при комнатной температуре. А тут он внезапно не помог, и мыло тоже не помогло – так всё и осталось в разводах.
Дальше были лето и осень без свободного времени и с кучей как позитивных, так и не очень событий. Я купил в «Среде» набор химии ECN-2 для киноплёнки, купил советский бачок, чтобы переделать его под 65 и 70 мм, и пару месяцев назад решил вернуться к опытам. Очередная попытка победить тарантиновский формат оказалась чуть более успешной, но всё равно к окончательной победе не привела.



С химической точки зрения всё более-менее – цвет есть, сажа почти отмылась. Только вся плёнка в процессе проявки слетела с катушки и слиплась. Оказалось, что при агитации бачка кручением спирали из-за инерции плёнка просто потихоньку выскальзывала из спирали, пока не вылезла полностью. Что ж, хотя бы стало понятно в чём беда – после зарядки плёнки в спираль, надо её по кругу обмотать скотчем (нашим всё) и будет успех.
Надо сказать пару слов о химии. Сухой набор для цветной проявки – вещь совершенно не радующая. При правильной температуре надо в правильном порядке замешать где-то 14 пакетиков – мероприятие больше, чем на час. С учётом того, что дальше ещё предстоит тоже не очень-то удобный процесс проявки, лучше пользоваться всё же жидкой химией. Это мысли привели к выводу, что неплохо бы смывать сажу как-то по-другому, а набор использовать под обычную C-41 химию. Опыт показал, что с Kodak сажа вполне себе успешно смывается той же калийной содой при температуре 40C. Попробую сначала проявлять жидкой С-41 химией, а потом уже смывать сажу.
Ещё неплохо бы уметь сканировать без подрезки плёнки, и, более того, плёнку целиком, с краями и перфорацией. Для этих целей было куплено антиньтоновское стекло в мой планшетник, которым стало возможным прижимать плёнку и сканировать что угодно любого формата на просвет.



Это не кино, а просто чей-то двор в Румынии, снятый на «Горизонт».

Что-то многабуков получилось. Постараюсь больше так не делать, а просто оперативно протоколировать результаты опытов.
Дальше в планах таки забороть киношную плёнку как в натуральном виде, так и научиться подрезать её до 120го формата. Последнее – уже в процессе, расскажу как будут результаты.



  • 1

А мне интересно было почитать, хотя я половину слов и не поняла) какой-то параллельный мир!


Смывай сажу тем порошком что в наборе ECN-2 (если что, могу отсыпать еще), но при температуре 40-50, лучше ближе к 50 (но не больше, выше уже риск потерять эмульсию). Сначала 2 минуты отмачиваешь, потом трясешь 30 сек, уходит 98% сажи. Остаток в теплой воде после проявки удаляешь оптической салфеткой.

Остальная химия ECN-2 точно такая же как C-41, то есть подойдет любая C-41. Отличие во времени проявки (3:00" против 3:15") и температуре проявителя (41 градус против 100 фаренгейт).

Павел, а Вы сравнивали качество домашний проявки наборов C-41, которые вы продаете, с кодаковской химией?

Когда-то проявлял дома C-41 промышленной кодаковской химией в jobo cpe2 и результат был очень не плох, сейчас хочу возобновить проявку дома и хочу попробовать ту химию, которая продает Среда, но есть сомнения в качестве результата. Можно ли где-нибудь увидеть примеры?

Год назад мы сами проявляли в этой химии, до того как у нас появилась С-41 машина. Разницы особой не заметили. Тестов у нас нет, но вы сами можете все проверить.

Суровые заморочки. Но лишь бы процесс был в радость и результат того стоил. Вот уже лет 12 как не имею дел с химией, с проявкой и плёнками вообще, и как-то больше не тянет, во всяком случае сейчас.

Edited at 2017-04-01 11:30 pm (UTC)

Я вот тоже думал, что забросил. Однако, затягивает.

Безусловно хороши снимки фотокамеры и бачка.

Вот вроде бы всего лишь ширина другая - а проблем куча... Очень круто))


Глядя на фото развороченной коряги сделанное тобой, сразу же вспоминается Ансел Адамс :-)))))

для сканирования на планшетнике сделайте рамку из магнитного винила, потбирая его толщину для нахождения оптимальной высоты резкости. например лист 1мм для жескости и 0,5мм для расстояния от стекла.

Спасибо за идею, но антиньютоновским стеклом проблема решена полностью.

очень любопытно... но.. не знаю.
а что, обычный планшетник вполне годен под скан пленки по уровню?

Годен под скан пленки для чего? Для публикации в интернете - за глаза. Для печати - лучше печатать оптически.

Именно об хтом и вопрос.
Спасибо!

Зашкаливающе круто!

А что за физика стоит за антиньютоновским стеклом?

Оно слегка матовое, переотражений нет.

Понятно, за счёт микрорельефа убирает интерференцию в тонком слое.

Зашкаливающе круто!

А что за физика стоит за антиньютоновским стеклом?

Круто у вас получилось! Видел задники для хасселя на 70мм, но как-то не было мысли его использовать. так бы заморочился тоже, если б пленку достал.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account