Previous Entry Share Next Entry
Про цветное нецветное кино
lens
dyomkin
Какое же видео поставить для привлечения внимания... а вот, к примеру:



Решил поновить старый пост, тем более, что аудитория расширилась, и тем более, что половина видео там не отображается. С давних пор интересуюсь всякими устаревшими технологиями производства изображения, вот - коллекция цветного кино, снятого не то, чтобы на цветную плёнку.

Про технологии подробно писать не буду, так, для общего понимания. Кроме того очень рекомендую статью на википедии про цветную фотографию, на удивление хорошо и подробно расписано. Тут хочу просто поделиться видосиками.


Краткая предыстория с терминами и определениями. При производстве цветного изображения первая проблема, с которой сталкиваются - это чувствительность регистрирующего свет элемента к тому или иному спектру. Говоря проще - первые эмульсии и фотоплёнки были чувствительны только к синему цвету, поскольку галогениды серебра в чистом виде чувствительны только к нему. Если к примеру взять наш флаг, и снять на такую плёнку, то красная полоса будет чёрной, а вот синяя - серой, хотя визуально они обе могут быть относительно светлыми. Проблема в том, что как ни крась - при производстве, при проявке, после проявки - такую плёнку, из неё цветную не сделать. И пока при помощи сенсибилизаторов не придумали ортохроматическую (к синему плюс зелёный) и панхроматическую плёнку (чувствительная ко всему видимому диапазону излучения), единственный способ сделать изображение цветным - раскрасить руками. С него и начали.

Тонирование чёрно-белого кино

Это ещё не цветное кино, просто различные эпизоды по-разному тонированы для создания необходимого настроения.
"Последний день Помпеи", 1913 год. Кто осилит все час двадцать - тот молодец.


Анилиновые красители

Метод, конечно, тупой и адски сложный. Ну не можем придумать как снять цвет - ок, посадим кучу тёток с кисточками раскрашивать кадры. Все. Хорошо что Джексона с "Хоббитом" в те времена не было.
"Королевство фей", 1903 год. Сейчас трудно себе представить, что сто лет назад всё это великолепие казалось фантастикой.


Патеколор

Насколько понял, всё то же самое. Разве что из одной копии фильма нарезают трафареты, по которым раскрашивают все остальные.
"La Revue Des Revues", 1927 год. Покрасили не всё, местами просто тонировали.


Кинемаколор

Техноманьячество на марше! Использовалась чёрно-белая панхроматическая плёнка (т.е. чувствительная ко всему видимому спектру, что было для начала ХХ века новинкой), хитрая камера и хитрый проектор. В обтюраторе камеры использовались красно-оранжевый и сине-зелёный светофильтры, кадры снимались поочерёдно то на один, то на другой. Потом печатался контактным образом позитив, вставлялся в аналогичный проектор с двумя фильтрами в обтюраторе и вперёд. Да, кино моргало красно-синим. Да, у движущихся объектов появлялась цветная кайма. Да, фильм всего лишь двухцветный. Но это значительно круче, чем раскрашивать плёнку вручную.
На берегу Нила, 1911 год. Кадры сложены цифровым образом, поэтому оно хотя бы не моргает.

Тут надо заметить одну вещь. Вот эта технология не давала “полноцветное кино”. Хотя, если быть честным, оно и сейчас не полноцветное, но я не об этом. Понятно, что если есть два светофильтра дополнительных цветов (т.е. образующих при смешивании серый), то цвет на изображении может быть либо красно-оранжевый, либо сине-зелёный, либо его нет, серый. Чистый синий, к примеру, так не получить. Но! Штука в том, что человек вообще-то достаточно плохо видит цвета. Хотя нет, даже не так, если цвет - это ощущение человеком того или иного спектра света, то если быть точным - мы достаточно плохо различаем спектры. Лист бумаги вне зависимости от освещения для нас будет белым, просто потому, что мы знаем, что он белый, и от него “считаем” другие цвета. Если положить рядом два листа и посветить на них разными лампочками - накаливания, например, и газоразрядной, то мы заметим, что бумага стала разных цветов. Но при равномерном освещении мы “отсчитываем” цвет от нейтралей, которые мы знаем. Таким образом, чтобы цвета казались похожими на жизнь, вполне достаточно объекты нейтральных цветов отображать нейтральными, а остальные красить в оттенки, похожие на реальность. Так что на первых порах, тем более когда до этого зритель ничего лучше не видел, для упрощения жизни хватало снимать двухцветное кино - оно уже впечатляло.


Техниколор процесс 1/2

Тащемта, продолжение предыдущей идеи другими гражданами. В камере ставится призма, которая позволяет экспонировать картинку сразу на два кадра. На один через красный светофильтр, на другой - через зелёный. Тоже получается плёнка с чередующимися кадрами, только проецировать надо их не последовательно, а парами. Т.е. был специальный проектор с двумя объективами, которые фокусировались на одном экране, один объектив красную составляющую, другой зелёную. Насколько понял, единственный фильм, снятый по этой технологии не дожил до наших дней.
Процесс 2 - уже круче, не нужен проектор, требующий танцев с бубном. Снимается так же, как в первом случае, только "зелёный" кадр призмой зеркально переворачивается. Потом берётся оригинальная плёнка из камеры, на одну новую плёнку копируются только "красные" кадры, на другую - "зелёные" (попутно получается позитивное изображение), каждая из получившихся плёнок красится в свой цвет и склеиваются друг у другу подложкой. Получается одна плёнка, которую можно заряжать в обычный проектор. Только эмульсия быстро стирается. И половинки расклеиваются. Но выглядит более чем прилично.
"В плену моря" (а, может "Жертвы моря"), 1922 год.


Техниколор процесс 3

Та же самая история, что и в версии 2, только по-другому изготавливается фильмокопия. Так же с оригинала делались два позитива, причём достаточно плотные. Потом каждый из них пропитывается красителем и отпечатывается на конечной чистой плёнке. Где эмульсия на плёнке-матрице осталась, там она впитывает краситель, где нет - соответственно не впитывает. Где эмульсии много - красителя впитывается (и, соответственно, отпечатывается) больше, где меньше - там меньше. Кстати, эта технология для создания фильмокопий использовалась вот буквально до последних дней (а может и до сих пор используется). Прелесть в том, что можно использовать достаточно стойкие и яркие красители, которые в современной цветной эмульсии использовать нельзя.
"Викинг", 1928 год. Бронесиськи присутствуют.


Техниколор процесс 4

Очень крутое техническое решение, и очень сложное в применении. В камере использовались три плёнки, причём разные. Призма дублировала изображение. Одно через зелёный светофильтр попадало на панхроматическую плёнку - там получались "зелёные" кадры. Второе через пурпурный светофильтр попадало сначала на одну плёнку (фронт-фильм), ортохроматическую, чувствительную только к синему участку спектра ("синие" кадры), потом через неё на вторую, панхроматическую (рюк-фильм). Первая плёнка имела на подложке красный светофильтр, смывавшийся при проявке, и таким образом на рюк-фильме получались "красные" кадры. Фильмокопия печаталась как и в процессе 3, только использовались не две, а три плёнки. Адски сложная дорогая, тяжёлая камера, из-за фильтров и призмы светочувствительность установки что-то около ISO5, но, чёрт побери, реалистичный цвет на выходе.
Кина наснимали такого много. Одни мульты Диснея чего стоят. Ну, пусть будут "Унесённые ветром".


Синеколор

Граждане занимались примерно тем же, что и Техниколор, только немного по-другому устроен бипак - пара склеянных плёнок. На ранних стадиях использовались две плёнки, аналог техниколоровского процесса 3, потом стали использовать три плёнки. Берут ортохроматическую плёнку с сине-зелёным фильтром на подложке, к подложке лепят панхроматическую и заряжают в камеру. Для фильмокопии использовалась специальная плёнка, с одной стороны с подкрашенной в красно-оранжевый эмульсией, с другой - в сине-зелёный. Подложка была непрозрачной до этапа проявки. Финальная плёнка зажималась между двух, полученных при съёмке, и таким образом происходило копирование, получение позитива и, одновременно, цветного изображения. Дёшево (очень дёшево по сравнению с Техниколором 4) и сердито - камера стандартная, проектор стандартный, ухищрений минимум. Правда, красный слой не очень-то резкий, слишком толстая конструкция.
Надо что-то наше показать уже, да? "Сорочинская ярмарка", 1939 год. Вряд ли синеколор, но точно съёмка на бипак.



Ну а потом Кодахром появился, за ним Кодаколоры с Агфаколорами всякими, стало всё просто и не до извращений. Это если не считать Кодахром извращением.

  • 1
кодахром ведь не равно е-6? там красители осаждаются при проявке?

Да, так. Его можно в эту компанию вообще добавить - в нём встроенных красителей нет.

"Хотя, если быть честным, оно и сейчас не полноцветное" - это что ты имеешь ввиду?

Это я имею в виду несовершенство всего сущего и внегамутные цвета.

  • 1
?

Log in