Previous Entry Share Next Entry
Инфракрасный фотоаппрат, часть 2
lens
dyomkin


Прошло немного времени с того, как я сделал инфракрасный фотоаппарат из D70s, и я его решил немного заапгрейдить. Тесты в Стамбуле показали, что аппарат получился прикольный, но раздражали две вещи - грязный и даже местами поцарапанный фильтр на матрице, и отсутствие автофокуса. Вроде, более-менее избавился от обеих проблем. Ниже описание борьбы и немного размышлений.


Перво-наперво я купил новый фильтр. В этот раз взял не Hoya R72, а Marumi HWB-780. Решил сменить модель фильтра потому, что, во-первых, Marumi дешевле, а во-вторых, этот фильтр "отрезает" диапазон излучений с длиной волны меньше 780 нанометров, а Hoya R72 - менее 720 нанометров. Напомню, что видимое излучение находится примерно в диапазоне 380-740 нм, т.е. Hoya захватывала немного красного видимого цвета.

В этот раз к распиливанию фильтра подошёл более аккуратно. Сначала развнитил оправу вот таким инструментом, загодя заказанным в Штатах.



Потом начал резать. Резал в этот раз не стеклорезом, который крошит и царапает, а гравером с насаженным на него диском с алмазным напылением. Таким вот.



Не скажу, что сей аппарат режет стекло как масло, но получается гораздо аккуратнее, чем стеклорезом. Конечно, отрезал чуть-чуть кривовато. Конечно, последние миллиметры не срезались, а откололись, но поскольку фильтр специально делался больше размеров матрицы, эти ошибки простительны.



Если кто будет повторять за мной, предупреждаю: резать фильтр надо в помещении, где легко убираться, а, лучше, на улице. Обязательно надо надеть защитные очки (или хотя бы обычные) и респиратор (или хотя бы надеть медицинскую маску), поскольку летящая стеклянная пыль и мелкие осколки вряд ли организмом усвоятся с пользой.

Получившийся фильтр я чистил так: сначала смыл водой стеклянную пыль, потом протёр ваткой со средством для чистки оптики, после чего снял разводы Lenspen'ом для чистки матриц. Кстати, у кого-нибудь когда-нибудь получалось почистить оптику совсем без разводов? Все средства, которые я пробовал, дают разводы, хоть на пузырьках и обещают их отсутствие.

По поводу ленспена для матриц. Подарили мне вот такой набор, очень полезная штука.



Груша и чистящий карандаш понятны для чего, а круглая штука с линзой ставится на байонет, включается в ней подсветка, и через неё наблюдаются пылины и процесс чистки матрицы. Стоит понимать, что попади под чистящий карандаш твердая частица, карандаш нанесёт на матрицу красивые царапины. Именно поэтому я свой D700 сдаю в чистку, а при помощи этого комплекта лишь сдуваю пылинки и чищу то, что не жалко.

После успешной инсталляции нового фильтра пришла очередь юстировать фотоаппарат. Технология будет крайне похожа для всех Nikon'ов, не имеющих программной подстройки автофокуса. Сначала ставим фотоаппарат на штатив, кладём в отдалении фокусировочную мишень (можно взять просто линейку, а можно скачать и распечатать картинку для проверки фронт и бек-фокуса). Снимаем, смотрим на снимок. Может получиться так, что после замены фильтра на матрице фокус сразу будет там, где надо - увеличившаяся толщина фильтра скомпенсирует отличие хода инфракрасных лучей от видимых. Если нет - приступаем к юстировке. Привычно снимаем дно камеры. У D50 юстировочные винты доступны сразу, у D70 нужно снять нижнюю плату (открутив четыре винта), предварительно отцепив шлейфы к ней ведущие. Защёлка шлейфа, указанная стрелкой, сдвигается в сторону, остальные отщёлкиваются вверх.



Кстати, из-за криво вставленных шлейфов может возникнуть пара ошибок. Если камера щёлкает, но не может записать кадр на флешку, пишет "этот тип карты не может быть использован" или что-то в том же духе, то скорее всего плохо вставлен шлейф, идущий от матрицы (на фотографии слева сверху). Если флешка вообще не опознаётся, криво вставлен шлейф от кардридера (на фотографии справа). Первая ошибка у меня вылезла сразу после первой сборки фотоаппарата, и заставила покрыться холодным потом. На самом деле ничего страшного, шлейфы входят плохо, а должны быть поставлены достаточно точно.

После снятия платы становятся виды 3 юстировочных винта. Крутятся они полуторамиллиметровой шестигранной отверткой. Увы, уже не помню в какую сторону надо крутить если фронт-фокус, в какую - если бек. Технология настройки такова: крутим винты на одинаковый угол (число оборотов), ставим на место плату, подключаем шлейфы, прикручиваем дно, ставим на штатив, снимаем мишень, снова разбираем, корректируем результат и т.д. Да, сборка-разборка очень утомительна, у меня, например, было 5 итераций и я порядком подустал. Но, увы, сделать ничего нельзя, разве что предварительно собирая, закручивать не все винты.



Вообще, точно настраивать фокус смысла нет, поскольку снимать придётся в основном пейзажи, где некоторую неточность автофокуса исправит большая ГРИП, но иметь хорошо настроенный аппарат просто приятней. Вот так выглядят кадры с мишенью в процессе юстировки.



Вот, в общем и всё. Теперь пару слов про результаты. Вообще камера на экране (и в jpeg) выдаёт примерно такого рода картинки.



Чтобы убрать маджентовый оттенок, в рав-конверторе необходимо либо щёлкнуть по какой-либо точке пипеткой для выставления баланса белого, либо выделить область. Я предпочитаю выделять весь кадр. У меня получается такой результат, почти монохромный.



Вы наверняка видели "цветную" инфракрасную фотографию. Вообще, цвета в данном случае объективно нет, поскольку всё излучение, которое регистрируется камерой, в идеале должно быть невидимо глазу. Но если использовать фильтр, который пропускает часть видимого диапазона (пропускающий часть излучения с длиной волны менее 740 нм), то в разных каналах появляется неподобная информация, и если, например, выставить баланс белого по траве, небо окрасится в чуть красный цвет. Обычно при обработке меняют местами красный и синий каналы, чтобы небо получилось голубым. Чтобы было чуть понятней, я нарисовал примерный график.



На график просьба не ругаться, он очень приблительный. Понятно, что характеристическую кривую я не строил. Я посмотрел готовые кривые для D70 с установленным на матрицу антиинфракрасным фильтром, выгнал с raw-файла оригинальные каналы, чтобы понять как они ведут себя в зоне инфракрасного излучения, и примерно нарисовал вот это.

Если взять мой кадр, который я конвертировал в Nikon Capture NX с установкой баланса белого по всей области кадра, а потом в фотшопе применить Saturation +90, то получается такая картинка.



Видно, что некая разница в цветах всё же есть, но она минимальна, и больше похожа на шум. Всё дело в том, что в инфракрасном диапазоне передача света через байеровские фильтры практически линейна. А вот если фильтр пропускает видимый свет, то "задевается" нелинейная часть характеристической кривой красного светофильтра, и в на кратинке появляются заметные оттенки. С одной стороны это хорошо - можно делать "цветные" инфракрасные фотографии (для них, правда, лучше брать фильтр не 720 нм, а на ещё меньшую длину волны). С другой стороны, разные байеровские фильтры имеют всё же разный коэффициент пропускания. Таким образом, практически получаются на матрице пиксели с раличной чувствительностью, очень похоже как на матрицах SuperCCD от Fuji, и получается, что матрица имеет немного расширенный динамический диапазон по сравнению с просто с монохромной, или матрицой, с которой получают расцвеченную картинку. Понятно, что ДД расширяется немного - разница между каналами невелика, на графике я для наглядности сильнее разнёс кривые в диапазоне от 780 нм.

Пока получившимся апаратом сильно не пользовался, поскольку нет зелени. Но в ближайшее время обязательно попробую его в деле и, конечно, расскажу что получилось.

ЗЫ С утра подумал, и понял, что график нарисовал неправильно. В инфракрасной зоне пропускание байеровских светофильтров конечно линейно, но не постоянно, прямые участки должны быть наклонены вниз. Но суть не в этом.

  • 1
Вот ты заморочился!

Морока себя оправдала - результат офигенный.

С этим не поспоришь :)

Вот это что надо!

Здорово! Правда сам уже такое врядли сделаю... Руки не те... Кстати, на японском аукционе видел в продаже набор готовых прямоугольных IR фотофильтров (3-4 шт) с разной длинной волны на полноразмерную матрицу
в этой теме http://stavkin.ru/yahoo/23736

Да можно и на Lifepixel заказать, просто жадно было, да и хотелось побыстрей попробовать.

слово "жадно" - для меня ключевое... :)
может и доберусь до своей 30-ки когда на ФФ перейду... ИК давно нравится...
http://www.photosight.ru/users/112298/?pager=8

  • 1
?

Log in

No account? Create an account