Previous Entry Share Next Entry
Про киноцвет и процесс ECN-II
window
dyomkin
Мне кажется, что у каждого фотографа рано или поздно появляется интерес к киноцвету. Вот и у меня он проснулся. Но я не pavel_kosenko, пока до теоретических измышлений не дорос (видимо всё ещё впереди), а лишь возникло желание попробовать поснимать на киноплёнку. Пока успел провести ряд экспериментов, результаты документирую , во-первых, для памяти, да и, во-вторых, вдруг кому пригодятся - в рунете на фотофорумах написано про киноплёнку огромное количество бреда.



Традиционные объяснения


Я ничуть не претендую на роль эксперта. Фотографические процессы понимаю чуть лучше, чем никак. По химии в школе имел стабильные два балла, стабильные настолько, что аттестат с трудом получил. Подозреваю, что для многих я тут изобретаю велосипед. С удовольствием приму дополнения по существу.

Прямого смысла снимать на киноплёнку нет - в результате автоматом магические кадры не получатся. Во-первых, свои поправки даёт сканирование (впрочем, в кино есть пост-процессинг). Во-вторых, цвета с плёнки из кинокамеры ещё не окончательны - их минимум ещё раз исказит позитивная плёнка, на которую будет всё копироваться (а на самом деле искажений будет ещё очень и очень много). И в-третьих, самое главное, красивый цвет на картинке даёт в большей степени не материал, а продуманность кадра.

Основной смысл игр с киноплёнкой - просто развлечение, ну и, может быть, ещё возможность повыпендриваться среди знающих друзей тем, что снимаешь на что-то весьма и весьма необычное.

Где достать и что с ней делать


Пока я знаю только один источник цветной киноплёнки 35 мм - наши и забугорные барахолки (молоток, авито, e-bay и т.п.). Что-то мне подсказывает, что есть магазины, торгующие ей в розницу, но с учётом немаленькой в общем-то цены, покупать на интернет-аукционах всё равно остаётся единственным выходом. Портится плёнка при правильном хранении долго, так что если не покупать ископаемые 30-летней давности, то проблем быть не должно.

Плёнка упаковывается в 100, 400, 1000 и 2000-футовые мотки на катушке, которая укладывается в жестяную банку. Поскольку и обычная фотоплёнка зачастую продаётся в 100-футовых мотках, то этот формат кажется самым удобным. Проблема в том, что эту плёнку надо как-то переупаковать в обычные кассеты для фотоплёнки. Многоразовые кассеты можно спокойно купить в наших фотомагазинах, на e-bay, да хоть где. Но сидеть в темноте и наматывать неудобно. Когда наматываешь, неплохо бы знать сколько кадров поместится на получившемся мотке. Да и к тому же в домашних условиях абсолютной темноты достигнуть не так уж и просто, если регулярно открывать банку с плёнкой, она будет понемного подсвечиваться. Чтобы не мучаться, удобней купить машинку для намотки плёнки на кассеты. Продаются такие устройства тоже достаточно широко - можно и заказать в интернете, и купить в оффлайне.

Я купил себе вот такой девайс, в комплекте шли 20 пустых кассет в баночках. Кассеты, надо отметить, так себе - бархотка то и дело норовит то внутрь залезть, то оторваться. Лучшее, что пока видел - наши советские кассеты.



Большая часть плёнки, которая продаётся, увы, рассчитана для света ламп накаливания (3200 K). Это не очень большая проблема. Можно попробовать поправить баланс в фотошопе на отсканированном кадре. Конечно, более правильным является использование компенсационного светофильтра. Необходим аналог светофильтра Kodak Wratten #85. 85A, B и C тоже подойдут - они имеют чуть-чуть другой цвет, но разница в 200 К, думаю, не существенна. Я пока купил себе фильтр Vivitar No.85 с резьбой 49 мм - он стоил копейки, а у меня есть несколько объективов, на которые можно посадить такой фильтр.

Как проявлять


Вот тут самое интересное. Помните, я рассказывал как меня жестоко обманул британский продавец с инфракрасным слайдом? Дело на paypal, кстати, решили не в мою пользу, посылаю мощный луч брюшного тифа продавцу и сотрудникам paypal. Но, впрочем, разговор не о них, а о проявке. Эту киноплёнку я проявлял дома по процессу C-41. После проявки плёнка вышла вся полностью чёрная, и я испугался, что как-то не так проявил. Подержал её ещё раз в фиксаже, вынул - почти такая же чёрная. Правда, заметил, что следы изображения какие-то всё-таки присутствуют. Попробовал отмыть её с мылом - и, о чудо, чёрный налёт отмылся, а под ним оказалась нормально проявленная плёнка.

В тот раз я этому налёту особого значения не придал - во-первых, больше переживал из-за того, что плёнка оказалась не инфракрасной, а во-вторых, списал всё на собственную криворукость - это была моя третья самостоятельная проявка цвета. Потом я увлёкся идеей поснимать на киноплёнку, заказал внезапно выставленные по низкой цене два мотка Fuji F-125, намотчик плёнки с кассетами и стал ждать. Почему-то мне казалось очевидным, что негативная киноплёнка должна проявляться по обычному процессу C-41. В общем-то, оставшуюся “инфракрасную” плёнку я планировал отснять с сдать в “Фотопроект”. Ох и хорош бы я был, если бы это сделал!

Но всё же перед тем, как отснять первый кусок киноплёнки, зародились некоторые сомнения. На банке с Fuji F-125 никаких слов про проявку не было. Ради интереса реша посмотреть что пишут на кодаковских упаковках - и да, увы, “Process ECN-II”. Из англоязычных форумов удалось почерпнуть следующее: все негативные киноплёнки проявляются по процессу ECN-II. Он практически аналогичен процессу C-41 с одним существенным отличием - на первом этапе с плёнки удаляется сажевый противоореольный слой. Зачем он нужен в кино и почему его нет на фотоплёнке - точно не знаю, могу лишь предположить, что он так же защищает плёнку от царапин, которые могут нанести многочисленные валики в кинокамере. Если этот слой не удалить, плёнка нормально проявится - в этом я убедился. Но он сам загрязняет растворы при проявке, а значит, проявлять такую плёнку в обычной фотолаборатории нельзя. Кинолаборатории, как правило, с отрезками плёнки по полтора метра не работают. Выход один - проявлять дома.

Как проявлять дома цвет я рассказывать не буду, поскольку об этом и так написано достаточно. Скажу только, что проявляю я в обычном бачке при температуре 25 градусов и никаких неудобств от этого не испытываю. Правда, мероприятие это недешёвое и имеет смысл только для всяких необычных плёнок.

Вернёмся к сажевому слою. Как подсказывают источники, в оригинале он удаляется воздействием струи щелочного раствора, а потом остатки счищаются валиками, через которые протаскивается плёнка при проявке. Дома такой фокус повторить, понятно, нереально. На одном из форумов американский товарищ советовал отмачивать плёнки в кальцированной соде (карбонате натрия). Кальцированной соды я в ближайших магазинах не нашёл, решил попробовать с пищевой (гидрокарбонатом натрия). Налил в стакан воды, бросил щепотку соды, стал болтать кусочком плёнки в растворе, и через несколько минут чёрный налёт стал отлетать. Чтобы убедиться, что сода не воздействует на изображение, провёл следующий эксперимент: отмотал два маленьких куска плёнки, отснял на них пару кадров, оба проявил в химии для чёрно-белой плёнки, но один кусок предварительно отмочил в растворе соды. Изображени получились бледными, как им и положено, но абсолютно одинаковыми.

После экспериментов в чёрно-белой химии перешёл к цветной. Увы, погода сейчас невесёлая, да и внезапно напавшая хворь помешала снять что-то больше, чем пару кадров дома, да по дороге до аптеки. Но для начала результат вполне приемлемый: цвет есть, сажи нет, контраст нормальный.





Итого процесс ECN-II для домашней проявки выглядит так:
1. Содовая ванна. Пропорции, увы, могу сказать “на глаз” - в 400 мл воды растворил столовую ложку соды, 2 минуты дал плёнке отмокнуть, дальше ещё минут 8, периодически агитируя, смывал сажевый слой. Агитировать надо не как всегда, когда нужно лишь размешивать развор, а более энергично, чтобы потоком жидкости срывало чешуйки сажевого слоя.
2. Тщательная многократная промывка плёнки. Надо постараться удалить соду и смывшийся слой из бачка и с плёнки, чтобы они не загрязнили следующие растворы. Чтобы не перегреть и не охладить бачок и плёнку, можно предварительно подобрать температуру струи воды из крана равную температуре проявки. Можно не просто споласкивать под краном, а отвинтить лейку душа и приставить шланг к заливочному отверстию бачка. Брызг будет море, но и промывка будет быстрая и крайне эффективная.
3. Дальше проявка идёт по стандартному процессу C-41 за исключение первой стадии отмачивания - плёнка и так уже влажная, можно приступать к непосредственно проявке.

Единственный момент, который я пока не проверил - как влияют остатки соды, которые не удалось смыть, на цветной проявитель. После киноплёнки я пока ещё ничего не проявлял, да и проявитель у меня не первой свежести, так что пока не могу стопроцентно гарантировать, что фокус с содой - идеальная идея.

И ещё. Киноплёнки у меня достаточно много, если кому-то интересно - продам уже намотанную в кассеты по себестоимости. Могу намотать и по 12, и по 24 кадра, и по сколько скажете.


UPD. Теперь проявить плёнку по ECN-2 можно в творческой лаборатории "СРЕДА", к чему всячески призываю нелюбителей самостоятельно возиться с химией.

  • 1
прикольно :)

жаль я про кассеты не сообразила тебя спросить, у меня две штуки лежат
заначу и в следующий раз отдам

Кинопленка в фотографии.

Большое спасибо за Ваш пост. Все не так страшно. Уж больно мне импонирует цветовая гамма кинопленки, да и экономически выгодно. Начинаю эксперименты с Fuji F64D и Fuji eterna 500. Кстати, в проф. кинолабе при обработке после щелочной ванны сажевый противоореольный слой (это его истинное предназначение) удаляется в проявочной машине водяным ножом.

И сообщите, пожалуйста, как называется машинка для наматывания пленки в кассеты - поищу и себе такую, вручную как то не очень... На e-bay заказывали?

Премного благодарен. Я просто не знал, как она правильно называется. Поэтому и поиски были неэффективны... Если интересно - посмотрите у меня опыт использования кинопленки в фотографии. И результат.

Edited at 2013-06-16 05:26 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account