Previous Entry Share Next Entry
Про цветное кино
window
dyomkin
Пока в топе жж происходит активное бросание какашками, поедание младенцев и прочие прекрасные цивилизованные демократические шалости, я хочу поделиться прекрасным. Я тут в последнеее время читаю всякое про кино, и меня всё время сносит с умных статей про символизм и эстетику на мои любимые техноманьячество и историю. Книжки - это, конечно, здорово, а наглядные видео с примерами старых технологий - гораздо интересней. Делюсь тем, что “насобирал”. Ленту не порчу, идём под кат.

Тонирование чёрно-белого кино

Это ещё не цветное кино, просто различные эпизоды по-разному тонированы для создания необходимого настроения.
"Последний день Помпеи", 1913 год. Кто осилит все час двадцать - тот молодец.


Анилиновые красители

Метод, конечно, тупой и адски сложный. Ну не можем придумать как снять цвет - ок, посадим кучу тёток с кисточками раскрашивать кадры. Все. Хорошо что Джексона с "Хоббитом" в те времена не было.
"Королевство фей", 1903 год. Сейчас трудно себе представить, что сто лет назад всё это великолепие казалось фантастикой.


Патеколор

Насколько понял, всё то же самое. Разве что из одной копии фильма нарезают трафареты, по которым раскрашивают все остальные.
"La Revue Des Revues" (хз как точно перевести), 1927 год. Покрасили не всё, местами просто тонировали.


Кинемаколор

Техноманьячество на марше! Использовалась чёрно-белая панхроматическая плёнка (т.е. чувствительная ко всему видимому спектру, что было для начала ХХ века новинкой), хитрая камера и хитрый проектор. В обтюраторе (кто не знает что это такое - марш в гугол) камеры использовались красно-оранжевый и сине-зелёный светофильтры, кадры снимались поочерёдно то на один, то на другой. Потом печатался контактным образом позитив, вставлялся в аналогичный проектор с двумя фильтрами в обтюраторе и вперёд. Да, кино моргало красно-синим. Да, у движущихся объектов появлялась цветная кайма. Да, фильм всего лишь двухцветный. Но это значительно круче, чем раскрашивать плёнку вручную.
На берегу Нила, 1911 год. Кадры сложены цифровым образом, поэтому оно хотя бы не моргает.


Техниколор процесс 1/2

Тащемта, продолжение предыдущей идеи другими гражданами. В камере ставится призма, которая позволяет экспонировать картинку сразу на два кадра. На один через красный светофильтр, на другой - через зелёный. Тоже получается плёнка с чередующимися кадрами, только проецировать надо их не последовательно, а парами. Т.е. был специальный проектор с двумя объективами, которые фокусировались на одном экране, один объектив красную составляющую, другой зелёную. Насколько понял, единственный фильм, снятый по этой технологии не дожил до наших дней.
Процесс 2 - уже круче, не нужен проектор, требующий танцев с бубном. Снимается так же, как в первом случае, только "зелёный" кадр призмой зеркально переворачивается. Потом берётся оригинальная плёнка из камеры, на одну новую плёнку копируются только "красные" кадры, на другую - "зелёные" (попутно получается позитивное изображение), каждая из получившихся плёнок красится в свой цвет и склеиваются друг у другу подложкой. Получается одна плёнка, которую можно заряжать в обычный проектор. Только эмульсия быстро стирается. И половинки расклеиваются. Но выглядит более чем прилично.
"В плену моря" (а, может "Жертвы моря"), 1922 год.


Техниколор процесс 3

Та же самая история, что и в версии 2, только по-другому изготавливается фильмокопия. Так же с оригинала делались два позитива, причём достаточно плотные. Потом каждый из них пропитывается красителем и отпечатывается на конечной чистой плёнке. Где эмульсия на плёнке-матрице осталась, там она впитывает краситель, где нет - соответственно не впитывает. Где эмульсии много - красителя впитывается (и, соответственно, отпечатывается) больше, где меньше - там меньше. Кстати, эта технология для создания фильмокопий использовалась вот буквально до последних дней (а может и до сих пор используется). Прелесть в том, что можно использовать достаточно стойкие и яркие красители, которые в современной цветной эмульсии использовать нельзя.
"Викинг", 1928 год. Бронелифчики присутствуют.


Техниколор процесс 4

Очень крутое техническое решение, и очень сложное в применении. В камере использовались три плёнки, причём разные. Призма дублировала изображение. Одно через зелёный светофильтр попадало на панхроматическую плёнку - там получались "зелёные" кадры. Второе через пурпурный светофильтр попадало сначала на одну плёнку (фронт-фильм), ортохроматическую, чувствительную только к синему участку спектра ("синие" кадры), потом через неё на вторую, панхроматическую (рюк-фильм). Первая плёнка имела на подложке красный светофильтр, смывавшийся при проявке, и таким образом на рюк-фильме получались "красные" кадры. Фильмокопия печаталась как и в процессе 3, только использовались не две, а три плёнки. Адски сложная дорогая, тяжёлая камера, из-за фильтров и призмы светочувствительность установки что-то около ISO5, но, чёрт побери, реалистичный цвет на выходе.
Кина наснимали такого много. Одни мульты Диснея чего стоят. Ну, пусть будут "Унесённые ветром" (сорри, целиком не нашёл - наверное, блюдут авторские права).


Синеколор

Очень похоже на кусок Техниколора 4, по сути - аналог процесса 3. Берут ортохроматическую плёнку с сине-зелёным фильтром на подложке, к подложке лепят панхроматическую и заряжают в камеру. Для фильмокопии использовалась специальная плёнка, с одной стороны с подкрашенной в красно-оранжевый эмульсией, с другой - в сине-зелёный. Подложка была непрозрачной до этапа проявки. Финальная плёнка зажималась между двух, полученных при съёмке, и таким образом происходило копирование, получение позитива и, одновременно, цветного изображения. Дёшево (очень дёшево по сравнению с Техниколором 4) и сердито - камера стандартная, проектор стандартный, ухищрений минимум. Правда, красный слой не очень-то резкий, слишком толстая конструкция.
Надо что-то наше показать уже, да? "Сорочинская ярмарка", 1939 год.


Ну а потом Кодахром появился, за ним Кодаколоры с Агфаколорами всякими, стало всё просто и не до извращений. Это если не считать Кодахром извращением.

  • 1
более, чем занимательно, о многих извращениях с цветом даже не слышал

Iso 5 - как актеры под этими кипятильниками выживали?

Плохо выживали. Ругались на негативные последствия для сетчатки. Ну а что было делать, когда вариантов не было?

Надо будет внимательно посмотреть, зрачки должны быть с иголочку.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account