Иван (dyomkin) wrote,
Иван
dyomkin

Categories:

Про шире широкой

Решил понемногу делиться той алхимией, что произвожу вечерами. На этот раз – про игры с широкой киноплёнкой.
Вообще возня с киноплёнкой у меня началась давно – лет пять назад, и нет, не окончилась, и в случае 35-мм плёнки достигла некоторой победы. Я научился её мотать в кассеты со стометровых бобин, понял как проявлять это всё хозяйство дома. Ну а потом как-то стало не до плёнки, потом стало до плёнки, но тридцать пять миллиметров стали мейнстримом, а я мейнстрим не люблю, я почти хипстер. Совершенно серьёзно – мне не нравится играть по общим правилам и делать то, что делают многие. Я не люблю снимать то, что все снимают (ну разве что извернуться и снять как-то не так - не когда снимают все, или придумать другую точку), ездить куда все ездят (хотя тоже заносит) и рассказывать те же истории, что и все.
Про победы – пара картинок на Fujifilm Eterna. Белград в 2013 году, снятый на Горизонт и самостоятельно проявленный в какой-то бодяге.



И Казань. Проявляли уже в http://sreda.photo/.



Дальше мысль пошла шире – раз уже на узкую киноплёнку начали снимать массово, надо идти дальше. Киноплёнка же выпускается не только 35мм, а ещё 8, 16, 65 и 70 мм. Совсем узкие форматы не спортивные – ничего нового там не увидеть, а вот широкие – интересно. Но если 35 мм киноплёнка абсолютно с обычной фотоплёнкой идентична по формату, надо только в кассету упаковать, то 65мм как минимум шире среднеформатной фотоплёнки. Далее на задворках памяти всплыло, что бывают задники для камер, в которых заряжается 70мм плёнка. Откуда такое знание пришло, сейчас уже и не вспомнить, наверняка следствие очередной прокрастинации на ebay. Стал искать что есть, и обнаружил, что самое доступное, что можно взять – Mamiya RB67 с правильным задником и нужными кассетами.

Вот такого красавца с тремя объективами можно взять тысяч за 30-35, главное потом найти задник под кино.



После этого надо было купить самое главное – плёнку. Если с 70мм фотоплёнкой проблем особо нет – она широко выпускалась для технических целей, то с кино дела хуже. На неё до сих снимают, думаю, Тарантино всем распиарил правильные материалы, но, как я понял, в розницу её не купить. Перед съёмкой фильма на Кодаке заказывают нужную партию, её выпускают и дальше линию останавливают. Сами посудите – ну кому в голову придёт покупать за 2000 долларов бобину 300 метров, которой хватит на несколько минут? Любители и студенты на такой формат не снимают, да и профессионалы тоже нечасто.

Мне повезло купить на http://www.frame24ltd.co.uk/ остаток от съёмок последнего Mission Impossible. С одной стороны, мне этого хватит надолго, с другой стороны – если испорчу или закончится – я пока не знаю где брать ещё.
Тренироваться на киноформате показалось сложным, поэтому на ebay был куплен моток просроченного чёрно-белого Kodak Tri-X. Надо ещё иметь в виду, что задники под 70 мм плёнку как правило с зубцами под перфорацию, а плёнка отнюдь не всегда. В случае Mamiya зубцы вполне успешно сносятся минидрелью Dremel с точильной насадкой.

Камера и плёнка – это хорошо, а проявлять как? Ни одна отечественная лаборатория не возьмёт плёнку нестандартной ширины. Пришлось подумать о бачке со спиралью, адаптируемой под 70 и 65 мм. Модные Paterson, Kaiser и прочую красоту пришлось отбросить – там спираль шире 60 мм не раздвигается, да и крепление половинок спиралей никак не переделать. Очередной вечер в гугле помог узнать, что был 116/616 ролфильм, который был как раз шириной 70 мм. Осталось найти ретро-бачок под 116 плёнку. И вот он, например, непонятной американской фирмы 1940х годов.



Конструкция бачка достаточно продуманная – если на оси спирали проточить новое углубление, то можно его адаптировать под любую ширину плёнки, в том числе и под 65 мм.
Далее наступила пора опытов.



С черно-белой получилось достаточно быстро, стоит отметить только два момента. Первое – после проявки я обнаруживал плёнку частично неотфиксированной, почему – на тот момент я не понимал. Благо, если с проявкой всё нормально, то отфиксировать на свету плёнку – не проблема, всё успешно лечится. Второе – сканер-то тоже с рамкой под 70 мм, пришлось подрезать края, что несколько неспортивно, хотя и выполняется при помощи металлической линейки и скальпеля без проблем.
Далее пошли опыты с цветом. Был куплен набор химии Rollei C-41 Digibase как самый доступный на тот момент, и опробован на 70 мм Kodak Portra.



И опять в общем-то нормально, но опять какие-то проблемы с фиксированием – последнюю ванну пришлось повторить. Думалось, что проблема в бачке, в котором почему-то слипается плёнка меж витков спирали. Следующий эксперимент – наконец, 65мм киноплёнка.



Практически полный фейл. Во-первых, в бачке плёнка вся послипалась, и проявленными оказались всего лишь пару кадров. Во-вторых, неожиданно появились проблемы со смывкой сажи. Дело в том, что киноплёнка отличается от фотографической именно наличием слоя сажи, предотвращающем ореолы вокруг ярких объектив, и, главное, предохраняющим царапины при прохождении через множество валиков в кинокамере. Эту сажу нужно смыть при проявке – либо до, либо после. Узкая киноплёнка, которую я использовал раньше, была вся производства Fuji, и там слой сажи без проблем смывался раствором калийной соды при комнатной температуре. А тут он внезапно не помог, и мыло тоже не помогло – так всё и осталось в разводах.
Дальше были лето и осень без свободного времени и с кучей как позитивных, так и не очень событий. Я купил в «Среде» набор химии ECN-2 для киноплёнки, купил советский бачок, чтобы переделать его под 65 и 70 мм, и пару месяцев назад решил вернуться к опытам. Очередная попытка победить тарантиновский формат оказалась чуть более успешной, но всё равно к окончательной победе не привела.



С химической точки зрения всё более-менее – цвет есть, сажа почти отмылась. Только вся плёнка в процессе проявки слетела с катушки и слиплась. Оказалось, что при агитации бачка кручением спирали из-за инерции плёнка просто потихоньку выскальзывала из спирали, пока не вылезла полностью. Что ж, хотя бы стало понятно в чём беда – после зарядки плёнки в спираль, надо её по кругу обмотать скотчем (нашим всё) и будет успех.
Надо сказать пару слов о химии. Сухой набор для цветной проявки – вещь совершенно не радующая. При правильной температуре надо в правильном порядке замешать где-то 14 пакетиков – мероприятие больше, чем на час. С учётом того, что дальше ещё предстоит тоже не очень-то удобный процесс проявки, лучше пользоваться всё же жидкой химией. Это мысли привели к выводу, что неплохо бы смывать сажу как-то по-другому, а набор использовать под обычную C-41 химию. Опыт показал, что с Kodak сажа вполне себе успешно смывается той же калийной содой при температуре 40C. Попробую сначала проявлять жидкой С-41 химией, а потом уже смывать сажу.
Ещё неплохо бы уметь сканировать без подрезки плёнки, и, более того, плёнку целиком, с краями и перфорацией. Для этих целей было куплено антиньтоновское стекло в мой планшетник, которым стало возможным прижимать плёнку и сканировать что угодно любого формата на просвет.



Это не кино, а просто чей-то двор в Румынии, снятый на «Горизонт».

Что-то многабуков получилось. Постараюсь больше так не делать, а просто оперативно протоколировать результаты опытов.
Дальше в планах таки забороть киношную плёнку как в натуральном виде, так и научиться подрезать её до 120го формата. Последнее – уже в процессе, расскажу как будут результаты.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments